О самых распространенных видах обмана, уловках продавцов, а также о правах потребителей в конфликтных ситуациях Дням. Ру рассказывает юрист Роман Харланов. НедовесРасфасованная продукция в супермаркетах (например, фрукты) зачастую весит меньше, чем указано на этикетке: погрешность может доходить до 10-15%.
Делая покупки, отдавайте предпочтение
товарам на развес – это экономнее и надежнее. В ином случае не поленитесь
воспользоваться контрольными весами: если ошибка налицо, продавец обязан
перевесить содержимое упаковки и заменить ценник.
Ваше право: если вы регулярно
сталкиваетесь с такими нарушениями в определенном магазине, обратитесь с
жалобой в Роспотребнадзор. Магазин может получить штраф за административное или
даже уголовное нарушение.
Неверно пробитый чек
Обязательно просматривайте чеки.
Может оказаться, что итоговая сумма покупок выше реальной – из-за того, что вам
пробили товар без учета скидки, или в списке оказались позиции, которые вы
вообще не брали.
Также распространена подмена
товарных кодов. Обычно на кассе штрихкод на упаковке считывает сканер, но
иногда оператор вбивает его вручную – именно в этот момент происходит
мошенничество: вводится код более дорогого продукта.
Иногда цифры на ценниках не
соответствуют действительности: реальная цена может быть выше заявленной на
20-30 рублей. В таких случаях сотрудники супермаркетов отвечают, что не успели
поменять этикетки. Показательно, что чаще этим злоупотребляют небольшие
магазины, чем крупные сетевые супермаркеты.
Ваше право: если вы нашли ошибки,
обратитесь к кассиру и администратору – в большинстве случаев вам сразу вернут
переплаченную сумму. Помните, что ценник – это публичная оферта, и покупатель имеет
право получить товар по той цене, которая на нем написана.
Срок годности
К сожалению, это одна из основных
проблем в магазинах. Иногда на этикетках с продукцией затирают срок годности,
приклеивают рекламу, заматывают пищевой пленкой. Но чаще всего переупаковывают
товар, указывая "новую" дату. В итоге покупатель может определить свежесть
товара только визуально.
Ваше право: если купленный товар
смущает вас по качеству, смело возвращайте его назад: магазину не нужны лишние
скандалы, они предпочтут заменить покупку или отдать назад деньги. Но у вас обязательно должен иметься чек.
Самые распространенные виды
обмана в ресторанном бизнесе
Доказать обман в этой сфере
значительно сложнее, но все равно возможно. Самая распространенная хитрость в
кафе и ресторанах – несоответствие весовых показателей указанным в меню. То
есть, вы платите за блюдо цену, не отвечающую фактическому выходу по продуктам.
Например, в заказе указано мясо с гарниром: мало кто способен "на глазок"
увидеть, что мяса на тарелке на 50 граммов меньше озвученного в меню, а гарнира
– на те же 50 граммов больше. Не будешь же в каждый ресторан ходить со своими
весами.
Ваше право: если вы частенько
бываете в каком-то заведении и чувствуете, что "тиграм мяса не докладывают" –
можно обратиться в местное отделение Роспотребнадзора. Оно проверит
корректность работы заведения по факту вашей жалобы и, кроме того, будет
обязано в течение 30 дней дать вам развернутый ответ, а не просто отписку.
В случае если, на ваш взгляд,
проверяющие подошли к вопросу чисто формально, – хотя, как правило, эти органы
очень серьезно относятся к своей работе, – вы вправе обратиться в инстанцию
более высокого уровня. Это запустит механизм проверки действий тех, кто
контролировал деятельность заведения общепита по первой вашей заявке.
Памятка потребителя
Что нужно знать о
Роспотребнадзоре
Роспотребнадзор – это федеральное
ведомство, которое осуществляет надзор и государственный контроль в самых
различных отраслях на основе закона "О защите прав потребителя". Также оно
проверяет и перепроверяет деятельность предприятий сервиса, предоставляющих
услуги – в частности, и общественного питания.
Каковы шансы решить конфликт в
досудебном порядке
Шанс уладить конфликт в свою
пользу еще в досудебном порядке очень высок. Предприятия общепита в спорах с
клиентами проигрывают суды едва ли не в 95% случаев, не говоря о том, что
теряют деньги и терпят урон репутации. Поэтому предпочитают договориться прямо
на месте.
Что делать, если вы случайно
разбили товар в магазине
Вы не обязаны платить за случайно
разбитый товар. Это регулируется законодательством: статья 459 ГК РФ ("Переход
риска случайной гибели товара") и статья 493 ГК РФ ("Форма договора розничной
купли-продажи"). Администратор может требовать расплатиться (чтобы не нести
личную материальную ответственность за потери), но в реальности единственный
способ заставить вас сделать это – доказать в судебном порядке, что товар был
поврежден умышленно.
По нашим законам потребитель
всегда прав – это правило, к счастью, перекочевало в нашу реальность еще с
советских времен. Поэтому не надо стесняться отстаивать свои интересы.
. dni.ru2016-11-28 12:49