Общество: Как Сталин заставил сражаться советских летчиков

Общество: Как Сталин заставил сражаться советских летчиков
ФОТО: vz.ru

Восемьдесят лет назад в Красной армии появились штрафные эскадрильи Военно-воздушных сил. Летчики-штрафники остаются одной из самых малоизученных страниц Великой Отечественной. Наша истребительная авиация, как правило, действует очень плохо, - эти слова Сталина многое объясняют.

За что же летчиков делали штрафниками?

6 сентября исполняется 80 лет приказу командующего 8 воздушной армии (ВА) Хрюкина 0151 «О сформировании штрафных эскадрилий» (ШАЭ), являющегося важным документом, определявшим судьбу советских воздушных штрафников. Он появился благодаря директиве Ставки Верховного Главнокомандования (СВГК), приказывавшей сформировать в ВВС такие эскадрильи ради борьбы с саботажем со стороны «некоторой части летного состава, которая, изыскивая отдельные мелкие неполадки в самолете, стремится уклониться от боя».

Советские ВВС считались элитой Красной Армии и пользовались особы вниманием Сталина. Почему же вождь приказал принять столь суровые меры к своим «сталинским соколам»? Ответ на это вопрос дают немногочисленные документы, опубликованные МО РФ.

Инициатива, отданная противнику

Директива СВГК появилась после доклада командующего ВВС РККА Александра Новикова о том, что только за четыре дня из 400 истребителей Калининского и Западного фронтов за несколько дней вышло из строя до 140 машин. Боевые потери составили 51 самолет при «полном отсутствии авиации противника в первый день боя и при тройном превосходстве над противником в последующие дни», а 89 самолетов вышли из строя по техническим причинам. Усмотрев в этом саботаж со стороны летного состава, СВГК приказала изъять из частей авиаторов, уличенных в нем, и свести их в штрафные авиаэскадрильи (ШАЭ). Данные подразделения следовало использовать для «ответственных заданий на самых опасных направлениях».

Ситуация с авиацией действительно была тяжелой. В начале сентября 1942-го Новиков издал директиву, отметив, что опыт боев показал переход инициативы в воздухе к противнику, даже при благоприятном соотношении сил для советских ВВС.

Причин тому было много. К примеру, подавляющая масса истребительной авиации выполняла узкие оборонительные задачи, чем передавала инициативу противнику. Советские истребители не искали врага, а лишь озирались, как бы не быть самим атакованными. Отсутствие навязывания противнику своей воли в небе вело к упадку боевого духа летчиков, к проявлению трусости, росту случаев невыполнения зданий, большому числу потерь и, как следствие, к резкому снижению боеспособности авиачастей. Отмечались случаи, когда один истребитель вел бой с превосходящим противником при полном безучастии остальных истребителей. Таким образом, Новиков счел безынициативность и боязнь ответственности наибольшим злом для авиации.

Ситуацию усложнила халатность летного состава в использовании техники. Проверяя боеготовность 3 воздушной армии (ВА), заместитель Новикова генерал-лейтенант Репин докладывал, что на 30 июля она имела 517 самолетов, из них 410 готовых к бою. К 5 августа в армии осталось 402 самолета: 218 исправных и 184 нет. Таким образом, за пять дней 3 ВА не только безвозвратно потеряла 115 машин, но и в ней резко увеличилось количество самолетов, требовавших ремонта.

Репин усмотрел в этом слабую дисциплину летного состава, который по халатности разбивал самолеты вне боя и недостаточную требовательность начальства к таким горе-пилотам. К примеру, летчик 163-го истребительного авиаполка (иап) сержант Баландин умудрился за десять дней разбить два самолета. Но командование полка не приняло к нему никаких мер. В результате, сев на третий истребитель, Баландин разбил и его.

Увы, упавший боевой дух сталинских соколов вел к увеличению случаев «уклонения от боя под разными причинами».

К примеру, как гласят документы - летчики 814 иап Рыбалко и Горощенко совершили вынужденные посадки, заявив, что они были сбиты противником. Но осмотр их самолетов не выявил никаких пробоин. Командир эскадрильи 812 иап капитан Солянников при выполнении боевого задания покинул своих подчиненных, сев на аэродроме. После этого капитан трое суток не показывался в полку, занимаясь пьянством.

Летчик 5-го гв. иап старший лейтенант Караев был обвинен Репиным в трусости. Не выполнив боевого задания, он сослался на плохую работу мотора. Его комполка запретил осматривать мотор, но сообщил Караеву, что мотор починили и его надо испытать. Караев слетал и доложил, что «вот теперь мотор работает хорошо» и «вот что значит потребовать от техника».

Но не только трусость и халатность влияли на боеспособность авиации. Слабо работали штабы авиачастей, плохо ставя задачи летчикам перед вылетом и не анализируя их действия после него. В результате участились случаи штурмовок и бомбежек своих же войск по ошибке, а также плохого взаимодействия штурмовиков и бомбардировщиков с истребительным прикрытием. Другой проблемой советских ВВС того времени был недостаток опытных кадров.

О воздушных штрафниках

Эти и другие примеры побудили Репина 11 августа предложить Новикову отчислять в ШАЭ или вообще отправить в пехоту недисциплинированный и трусивший летно-технический состав. Такое предложение возымело действие. Уже 18 августа командующий 3 ВА Громов издал приказ, согласно которому виновные в аварийности и трусости летчики были отданы под суд или отправлены в штрафные роты. Кроме того, этим же приказом Громов распорядился сформировать ШАЭ, в которые отправил восемь летчиков: двух штурмовиков и шесть истребителей. Среди них были два будущих героя Советского Союза Александр Караев и Василий Зудилов, а также будущий летчик-испытатель Эмма Гринфельд.

Удалось обнаружить еще одного штрафника из 3 ВА комэска 21 иап капитана Розаренова, который 27 августа был отправлен в ШАЭ командующим Калининским фронтом Коневым за невыполнение боевого приказа. Оказалось, что Конев лично наблюдал за действиями группы истребителей Розаренова, которые вместо прикрытия своих войск патрулировали тыловой район, находясь в 14 км от линии фронта. Этим воспользовалась немецкая авиация, безнаказанно бомбившая войска, оставшиеся без «зонтика» истребительного прикрытия.

Но справедливости ради нужно отметить, что порой командование ВВС проявляло максимальную жесткость к летчикам, требуя от них самопожертвования. Примером того стал случай отдачи под суд группы летчиков-истребителей под командованием будущего Героя Советского Союза Ивана Лавейкина. При выполнении боевого задания они встретили группу «юнкерсов», но уклонились от нападения, так как израсходовали боезапас. Командующий 3 ВА Громов усмотрел в этом позорный уход с поля боя, сочтя, что Лавейкин и его летчики должны были пожертвовать собой, таранив противника. В результате Громов отдал их под трибунал, который приговорил одного из них к расстрелу.

Обычно упоминания штрафников 3 ВА связывают с советским асом Иваном Федоровым, в наградных документах которого указано, что летом-осенью 1942-го он командовал группой штрафников на Калининском фронте и лично совершил тогда 84 боевых вылета. Также к группе Федорова приписывают и другого советского аса Алексея Решетова, якобы воевавшего в ней. Утверждается, он в нее попал после самосуда над своим ведомым, самолет которого Решетов расстрелял в воздухе, за то, что тот неоднократно бросал своего ведущего в воздушных боях. Но утверждение о Решетове, как о штрафнике 3 ВА, выглядит сомнительным, так как он воевал на тот момент вообще на другом фронте. О том же, как воевали штрафники 3 ВА, документы молчат. Куда больше информации в архивах сохранилось об их коллегах из 8 ВА Сталинградского фронта

Как воевали штрафники

Как гласят документы, нахождение летчиков в штрафных эскадрильях не имело срока, их было нельзя награждать. При этом штрафникам должны были ставить задачи на наиболее трудных участках, выполнение которых определялось: «для истребителей числом уничтоженных самолетов противника или поражением иных целей поставленных задачей, а для штурмовиков и легких бомбардировщиков фактом уничтожения живой силы и техники пр-ка, подтвержденные дополнительно».

Таким образом, если штрафникам в пехоте срок наказания исчерпывался 3 месяцами и мог быть прерван по ранению или награждению, то авиаторы в ШАЭ были этого лишены. Однако суровость этих приказов компенсировалась необязательностью в исполнении.

Например, 1 декабря 1942-го начальник Главного Политического управления Красной Армии (ГлавПУРККА) Щербаков получил от начальника оргинструкторского отдела ГлавПУРККА Пронина доклад об использовании штрафных частей в действующей армии. В нем говорилось, что «на Сталинградском фронте штрафные эскадрильи превратились в своеобразные дома отдыха, так как штрафники пребывают в них без материальной части и даже без личного оружия». Также Пронин сообщил, что на Закавказском фронте в ШАЭ 4 ВА прибыло пять штрафников, не участвующих в боях из-за отсутствия матчасти. А некоторые летчики, зачисленные в ШАЭ, вообще находятся в своих частях. Насколько это соответствовало действительности?

Согласно отчету истребительной ШАЭ 8 ВА за октябрь 1942-го, в ней было всего два самолета, причем один неисправный. В течение месяца она получила еще один истребитель, совершив в общей сложности 45 вылетов на различные задания. Впрочем, эта эскадрилья просуществовала недолго. 15 ноября командующий 8 ВА издал приказ об ее расформировании в связи с выходом приказов НКО 0685 от 9. 09. 42 и 298 от 28. 09. 42, «изменяющих порядок боевых вылетов для истребительной авиации, а также прекращением поступления штрафников летчиков-истребителей».

Это решение не выглядит удивительным после появления упомянутого приказа 0685 «Об установлении понятия боевого вылета для истребителей», в котором Сталин отметил, что «наша истребительная авиация, как правило, действует очень плохо и свои боевые задачи очень часто не выполняет».

В качестве одной из мер по исправлению ситуации главком приказал «летчиков-истребителей, уклоняющихся от боя с воздушным противником, предавать суду и переводить в штрафные части в пехоту».

После этого ШАЭ для истребителей уже были не нужны. Поэтому можно предположить, что и в других ВА с началом 1943-го они были также распущены. Но это не коснулось других эскадрилий 8 ВА. Увы, ничего не удалось выяснить по деятельности и сроку существования ее штурмовой ШАЭ. Однако точно известно, что легко-бомбардировочная ШАЭ при 272-й ночной бомбардировочной авиадивизии действовала до марта 1943-го и продолжила свое существование после переформирования этой дивизии во 2 гвардейскую.

Формирование ШАЭ происходило и в других ВА. К примеру, 7 августа 1942-го командующий 4 ВА приказал неуклонно выполнять упомянутую директиву СВГК и немедленно доносить ему о списках летного состава, направляемого в ШАЭ. Формирование последних взял под свой контроль командующий Северо-Кавказским фронтом Буденный.

Есть упоминания и о существовании ШАЭ и в 5 ВА, о чем свидетельствуют наградные листы летчиков Манычкина и Рохманюка, воевавших в ШАЭ 236-й истребительной авиадивизии по январь 1943-го. Оба пилота-штрафника хорошо себя зарекомендовали в боях и были переведены в обычные авиачасти приказами командующего 5 ВА Горюнова, как искупившие свою вину. Любопытно, что при этом Рохманюк представлялся к ордену Красного Знамени, как летчик-штрафник, особо отличившийся на боевых заданиях. Так, 12 ноября 1942-го Рохманюк в паре с Манычкиным в бою с немецкими истребителями сбили один самолет, что было подтверждено наземными войсками.

Учитывая заслуги Рохманюка, командование сделало ему новогодний подарок, издав приказ о его переводе из ШАЭ в действующую часть 31 декабря 1942 года.

История летчиков-штрафников позволяет по-новому взглянуть на действия ВВС Красной Армии в годы войны. Долгое время существование штрафных подразделений в них было скрыто пеленой секретности. О них не упоминалось в мемуарах или на страницах официальных трудов. Можно предположить, что написание истории Великой Отечественной после ее окончания не предполагало раскрытие столь неприятного факта о советской авиации, чтобы не бросать тень на сформированный образ героизма советских летчиков.

При этом нужно отметить, что их героизм - это неоспоримый факт. Но вместе с ним имелись место и случаи трусости, халатности среди летчиков и техников, за которые им приходилось искупать вину службой в штрафных частях. Исследователям буквально по крупицам приходится восстанавливать их историю. Но этот труд не напрасен, так как постепенно появляется больше информации, освещающей это интересную и малоизвестную страницу Великой Отечественной войны.

Теги:

Великая Отечественная война

.

шаэ армии летчиков ввс истребителей авиации 1942-го боевого

2022-9-6 08:50