Общество: Новейшая российская огнеметная система вызывает ряд претензий

Общество: Новейшая российская огнеметная система вызывает ряд претензий
ФОТО: vz.ru

В России начинаются предварительные испытания новейшей огнеметной системы Тосочка, которая продолжит традиции известного по боям в Сирии Солнцепека. Сирийский опыт подсказал оружейникам идею переставить систему с гусениц на колеса, что сделает машину подвижной, но уязвимой при стрельбе прямой наводкой.

Да и сможет ли Тосочка на колесах передвигаться по бездорожью в самой России?

В пятницу гендиректор «Техмаша» Владимир Лепин сообщил о начале работ по созданию испытательного образца новейшей тяжелой огнеметной системы «Тосочка».

«На НПО «Сплав» ведутся работы по изготовлению опытного образца нового поколения тяжелой огнеметной системы «Тосочка» для предварительных испытаний, сказал Лепин. Система с улучшенными тактико-техническими характеристиками будет выполнена на колесном шасси».

«Тосочка» наследница тяжелой огнеметной системы (ТОС) 1А «Солнцепек», успешно использованного в сирийской кампании. Поставки «Тосочки» в войска заложены в программу вооружений 2018-25 годов.

В прошлом году «Сплав» нарастил поставки по оборонзаказу на 78% по сравнению с 16-м годом. При этом поставки неуправляемых реактивных снарядов «Солнцепек» выросли в 8,6 раза.

Главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский уверен, что огневые средства поражения нового образца «Тосочки» останутся прежними. В боеприпасах, которыми вооружены как ТОС-1 («Буратино»), так и ТОС-1А («Солнцепек»), используется термобарическая смесь, обеспечивающая объемное поражение объектов противника и его живой силы. Средства управления, по его словам, тоже не изменятся.

«Главное отличие нового поколения «Тосочки» состоит в шасси. По сравнению с гусеничным шасси оно обеспечивает более высокие темпы оперативного маневра по дорогам и колонным путям»,

- сказал Мураховский газете ВЗГЛЯД, добавив, что на переднем крае работа таких систем маловероятна в виду ограниченной устойчивости колес - если сравнивать с гусеницами, - к ответному огню противника, поэтому новым «Тосочкам», видимо, придется «выполнять залпы с закрытых огневых позиций, а не прямой наводкой».

«Это главное отличие от систем ТОС и ТОС-1А, которые могут работать в прямой видимости поражаемых целей», - пояснил эксперт. Однако в Сирии и Ираке «Тосочка» на колесах может быть задействована и на переднем крае.

«Надо учесть особенность ведения боя против незаконных военных формирований (НВФ) в Сирии и Ираке. Эти НВФ, как правило, не обладают тяжелым вооружениями. У них не было авиации, высокоточных средств поражения, очень ограниченное количество артиллерии. Видимо, эти особенности вызвали необходимость разработки системы «Тосочка» на колесном шасси», - предположил Мураховский.

Кроме того, в условиях сирийской пустыни нет сплошной линии фронта и подобную технику приходится часто перебрасывать на разные позиции. Это, видимо, и стало дополнительным доводом в пользу пересадки огнеметной системы на колесные шасси.

«Когда необходимо совершать тактический оперативный маневр на большое расстояние, техника на тяжелом гусеничном шасси, как правило, перевозится на специальных трейлерах - просто чтобы не расходовать дефицитный ресурс такого шасси», - пояснил Мураховский.

Член Общественного совета при Минобороны, директор Центра анализа мировой торговли оружием Игорь Коротченко также считает, что главным отличием «Тосочки» станет шасси, однако не исключает и других изменений.

«Модернизация боеприпаса всегда идет, это процесс непрерывный. Возможно, он станет более мощным за счет каких-то решений, дальность выстрела и площадь поражения увеличится», предположил эксперт в комментарии газете ВЗГЛЯД.

«Для целого ряда стран, в частности, Ближнего Востока, колесное шасси более предпочтительно, чем гусеничное, учитывая ровный характер местности. Это просто диверсификация. Предполагаю, - под возможности экспортных поставок, отметил Коротченко. Для нашего же Минобороны предпочтительнее все-таки гусеничное шасси, учитывая просторы России и зачастую полное отсутствие дорог. Однако все будет определять сам заказчик, покупатель».

Какое конкретно шасси будет выбрано для «Тосочки» пока неизвестно. «Очевидно, что в ТТЗ Минобороны сформулированы требования к шасси. У нас везде КамАЗ сейчас свои шасси предлагает и продвигает. Не исключено, что может быть выбрано оно», - отметил Коротченко.

Другие планы «Сплава»

Мураховский не берется предсказать, уложится ли «Техмаш» в положенные сроки, то есть успеет ли поставить «Тосочку» в войска или на экспорт до 2025 года, напомнив, что сроки конструкторских работ обычно задаются Министерством обороны.

«Техмаш» сейчас достаточно динамично решает все вопросы, связанные с гособоронзаказом. Там большие позитивные перемены, пошло хорошее финансирование. Есть хорошие шансы, что сроки будут выдержаны», - предположил в свою очередь Коротченко.

Как напоминет ТАСС, Ростех в конце прошлого года решил включить «Сплав» в состав холдинга «Техмаш». По словам Лепина, в прошлом году на «Сплаве» начали расширять производственные мощности. В частности, приобретен новый цех, ввод которого в эксплуатацию запланирован на следующий год. На данной площадке будет развернуто серийное производство снарядов для новейшей реактивной системы залпового огня «Торнадо-С».

Как сообщил Лепин, одновременно будет освоено новое для «Сплава» направление выпуск боевых и транспортно-заряжающих машин. После этого «Сплав» сможет считаться уже не только опытным производством, но и серийным. Новый цех также начнет выпускать штатные снаряды для системы залпового огня «Град».

Теги:

вооружение, Россия, армия и вооружение, оружие России, вооруженные силы

.

шасси системы тосочка огнеметной тосочки мураховский россии коротченко

2018-1-14 10:02