Общество: Сергей Романчиков: Опасное вождение - субъективный термин

Общество: Сергей Романчиков: Опасное вождение - субъективный термин
ФОТО: vz.ru

Лучше подумать над историей нарушений водителя. Если человек регулярно что-то нарушает, понятно, что его стиль вождения представляет большую опасность.

То есть оценивать его действия примерно так, как оценивает страховая компания, - заявил газете ВЗГЛЯД директор клуба безопасного управления автомобилем Extrim Drive Сергей Романчиков. Премьер-министр Дмитрий Медведев в пятницу поручил МВД и Минюсту во взаимодействии с депутатами Госдумы проработать вопрос об определении в законодательстве понятий «опасное вождение» и «неосторожное вождение», предусмотрев и санкции за соответствующие правонарушения».

Кроме того, премьер высказался за пропаганду в СМИ вежливого вождения на российских дорогах.

«Подготовить предложения по регулярному выпуску в средствах массовой информации просветительских программ, публикаций и социальной рекламы, направленных на формирование ответственного поведения участников дорожного движения, неприятие агрессивного поведения», – говорится в перечне поручений по итогам совещания по повышению безопасности дорожного движения у премьера.

Другое поручение главы правительства касается поддержки мер, направленных на развитие «института общественного контроля за соблюдением участниками дорожного движения требований ПДД», а также «на создание нетерпимого отношения к нарушителям и неотвратимости наказания для нарушителей, выявленных в процессе общественного контроля».

Отметим, что о необходимости введения уголовной ответственности за опасное вождение, и о том, что данный термин в принципе нужно прописать в законодательстве, ранее высказывался известный эксперт в области транспорта Михаил Блинкин. Об этом он, в частности, говорил и на совещании по дорожной ситуации у премьер-министра 29 марта.

О том, что такое опасное вождение и как с ним бороться, газета ВЗГЛЯД спросила у директора клуба безопасного управления автомобилем «Extrim Drive» Сергея Романчикова.

Директор клуба безопасного управления автомобилем «Extrim Drive» Сергей Романчиков (фото: extrimdrive. ru)

ВЗГЛЯД: Сергей Борисович, давайте начнем с главного. Что такое опасное вождение?

Сергей Романчиков: На самом деле степень опасности вождения определить достаточно сложно. Нужны какие-то очень жесткие критерии, которых я пока сформулировать не могу. У нас, к примеру, есть понятие «спортивное вождение», которое относится к езде на треках. А «опасное вождение» - это очень субъективный термин.

ВЗГЛЯД: Стоит ли вообще государству определять эти четкие критерии и начинать бороться с этим явлением?

С. Р. : На мой взгляд - не стоит. Потому что уже есть правила дорожного движения, которые достаточно хорошо и правильно описывают поведение водителя на дороге. Что мы обычно подразумеваем под опасным, экстремальным вождением? Наверное, имеются ввиду некие хулиганы, которые эти самые правила и не соблюдают. Но за это уже предусмотрена ответственность.

ВЗГЛЯД: Существующих санкций достаточно?

С. Р. : Я считаю, что достаточно. Просто нужно соблюдать существующие правила и следить за тем, чтобы существующие законы исполнялись. Этого достаточно, чтобы регулировать дорожное движение. А вопрос об опасности и неосторожности - это субъективная характеристика водителя.

На мой взгляд, лучше подумать над историей нарушений водителя - назовем ее так. Потому что, если человек регулярно что-то нарушает, понятно, что его стиль вождения представляет большую опасность для окружающих. То есть, нужно оценивать его действия примерно, как оценивает страховая компания. Можно подумать о введении прогрессивной шкалы штрафов или какого-то другого похожего механизма.

А о том, что такое хорошее вождение и что такое опасное, постоянно спорят и эксперты, и преподаватели автошкол, и интернет-сообщество.

ВЗГЛЯД: Можно подробнее о прогрессивной шкале?

С. Р. : Если мы будем рассматривать какие-то конкретные случаи «опасного вождения», тут могут быть сложности. К примеру, если машина резко вильнет, ее занесет и так далее - это может быть и случайность, или колесо отвалится, или человек куда-то очень спешил, но при этом вел очень аккуратно. . . То есть, один такой случай его не характеризует.

Вождение, наверное, нужно рассматривать как любую профессиональную деятельность. Как работу бухгалтера на предприятии. Если он достаточно долго работает хорошо, то существует понятие выслуги лет и т. д.

У нас сейчас с точки зрения оценки вождения есть понятие стажа и, в принципе, все. Больше никаких характеристик качества вождения нет. Но именно опасность на дороге и риск попадания в ДТП из одного только стажа не следуют. Я думаю, прогрессивная шкала пригодилась бы для назначения штрафов.

ВЗГЛЯД: В вашем понимании «опасного вождения», кто его чаще всего демонстрирует на российских дорогах?

С. Р. : Наверное, наибольшую опасность представляют неопытные водители с маленьким стажем. Особенно тяжело в Москве, в больших городах с их постоянными пробками.

Мы видим недоученность начинающих водителей. Правила дорожного движения, нормы и стандарты у нас, можно сказать, европейские, но они все-таки недостаточны. Потому что у нас на дорогах, например, есть ямы серьезные, лужи иногда по колено, которые не предусмотрены в экзаменах автошкол. И после школы 50% водителей надо доучивать.

Вообще, в практике вождения существует определение «опасного вождения», но это не то, о чем речь идет в законе.

Приведу пример. Есть ситуации, когда аварии просто не избежать. И в этом случае даже ПДД допускают нарушение тех обычных правил, которые мы знаем. Например, на каком-то склоне у кого-то отказали тормоза, и он летит в пропасть, не может затормозить. В этом случае вполне нормально использовать контактное торможение. То есть, упереться в какой-нибудь грузовик и т. д. Да, он совершит ДТП, да, будет виноват, что-то испортит, и со стороны это может выглядеть, как опасное вождение и хулиганство. Но он будет спасать жизни.

То есть мы подразумеваем под «опасным вождением» аварийные ситуации, которые происходят независимо от водителя. И чтобы выйти из них требуется нарушать правила. В законе же, наверное, речь пойдет совсем о другом.

ВЗГЛЯД: А как дела обстоят за границей, в Европе?

С. Р. : В Европе, во-первых, сильно проще сами условия дорожного движения, там хорошо сконструированы дорожные развязки, там нет такого, что у нас называется плохими дорогами. К тому же, если говорить о профессиональных водителях, то есть людях, которые работают на предприятиях и т. д. , они периодически проходят там курсы повышения профессионального водительского мастерства. И это, конечно, хорошо влияет на общую ситуацию.

ВЗГЛЯД: А что вы думаете по поводу пропаганды «хорошего вождения»? Будет толк от нее?

С. Р. : Пропаганда – вещь правильная. Потому что у многих водителей действительно уровень культуры вождения и понимание того, что такое хорошо и что такое плохо, просто отсутствует.

ВЗГЛЯД: Вы думаете, что если они увидят по ТВ ролик о «хорошем вождении», они перестанут агрессивно вести себя на дороге?

С. Р. : Вопрос об агрессивном вождении сложный, я повторюсь. Если мы имеем в виду тинэйджеров, которые купили мощную машину и хотят на МКАД погонять на скорости 200 км в час, если это опасное вождение, тот тут решение может быть только одно.

В Европе уже давно к этому пришли. Там есть очень много спортивных центров, есть автоклубы для людей, которые хотят получить адреналин. Но для этого нужны специальные машины, специальные треки, специальные тренеры. У нас же таких доступных площадок фактически нет, и люди, стритрейсеры, те, кто по ночам находят какие-то трассы, вынуждены что-то придумывать. Если бы у нас была соответствующая инфраструктура, то большинство тех, кто хотел бы получать удовольствие от большой скорости – а таких очень много, фактически каждый второй нормальный человек, водящий машину - они бы ушли туда с наших дорог.

ВЗГЛЯД: И последнее - что вы думаете о «нулевом промилле»?

С. Р. : Мое мнение: ноль - это цифра очень непонятная с точки зрения математики. Всегда можно найти то или иное отклонение от ноля в любом процессе. И существует же уже практика в Европе, сложившаяся десятилетиями, где 0,3,-0,5 промилле.

Я считаю, что нужно оценивать опасность вождения не по количеству этих промилле, тем более, в таких маленьких масштабах, а, например, по каким-то реакциям. По какому-то мини-тесту, как в фильмах показывают. И какое-то минимальное количество тех же промилле, считаю, должно допускаться.

Теги:

ПДД, законодательство, дороги, водители

Закладки:.

вождения взгляд вождение опасное дорожного движения достаточно правила сергей

2013-4-20 19:05