Общество: Виктор Капчиц: Имеем две версии халатность украинских военных и теракт

Общество: Виктор Капчиц: Имеем две версии  халатность украинских военных и теракт
ФОТО: vz.ru

Чудо, что пострадал только один самолет, жертв могло бы быть больше, - заявил газете ВЗГЛЯД вице-президент Фонда помощи семьям погибших в трагедии рейса Ту-154, сбитого украинской ракетой над Черным морем в 2001 году.

Он рассказал, зачем сейчас родственники погибших требуют возобновления расследования. Родственники погибших в катастрофе российского Ту-154, сбитого украинской ракетой над Черным морем в 2001 году, снова потребовали официального установления ее причин. Соответствующее письмо они направили в Генпрокуратуру и президенту России, сообщил в среду вице-президент фонда помощи семьям погибших пассажиров Павел Капчиц.

К письмам приложено заключение о причинах аварии украинской стороны. По словам Капчица, в 2014 году родственники уже просили Генпрокуратуру возобновить дело, однако в итоге их просьба осталась без ответа. «Украинский суд принял это экспертное заключение и на этом основании отказал авиакомпании «Сибирь» в исках, но должна быть компетентная оценка этого решения российских правоохранителей, так как заключение МАКа ему полностью противоречит», - сказал Капчиц, пояснив, что после катастрофы решение МАК легло в основу решения прокуратуры России о передаче дела в прокуратуру Украины.

Комиссия Межгосударственного авиационного комитета установила, что лайнер на высоте 11 тыс. метров сбила зенитная ракета С-200, запущенная силами ПВО Украины, проводившими в тот день военные учения в Крыму. Суды на Украине отказались признать причастность к трагедии украинских военных, однако в 2005 году правительство страны выплатило родственникам компенсации из расчета 200 тыс. долларов за каждого погибшего.

О новых требованиях родственников жертв катастрофы Павел Капчиц рассказал газете ВЗГЛЯД.

ВЗГЛЯД: Павел Ефимович, почему было принято решение просить прокуратуру возобновить дело 14-летней давности?

Павел Капчиц считает, что расследование гибели Ту-154 необходимо возобновить(фото: vdpo. ru)

Павел Капчиц: Действительно, мы направили в Генпрокуратуру и президенту письма с предложением возобновить расследование и дать оценку техническому заключению украинской стороны, в котором они утверждают, что украинские военные не сбивали российский самолет в 2001 году. Мы обращались в нашу прокуратуру по этому поводу еще осенью прошлого года. Было несколько ответов: сначала от Генпрокуратуры, потом от следственного отдела, потом от транспортной прокуратуры Южного федерального округа. Но по существу нам никто так и не ответил.

ВЗГЛЯД: Украинская сторона считает, что самолет не был сбит украинской ракетой? Тогда кем?

П. К. : Вот мы и обращаемся в нашу Генпрокуратуру, чтобы она возобновила расследование. Если харьковская прокуратура закрывает дело, считая, что граждане Украины в катастрофе не виноваты, возникает вопрос: если самолет сбит не их ракетой, как считалось ранее, то кем? Может быть, это был теракт на борту, как сейчас? Значит надо заново во всем разбираться. Это первое. И второе в свое время материалы по катастрофе были переданы в харьковскую прокуратуру из российской именно потому, что предварительное следствие признало виновными украинских военных. А потом оказалось, что военные якобы не виноваты, бывший министр обороны Украины Кузьмук заявил, что это все поклеп на его страну, заключение МАК было неправильным и т. д.

ВЗГЛЯД: Вы планируете выдвинуть новые требования о компенсациях от виновников авиакатастрофы?

П. К. : Мы не выдвигаем никаких гражданско-правовых требований. Речи о компенсациях сейчас не идет. Мы просто хотим окончательно установить истину. Если ряд специалистов на Украине ставит под вопрос поражение Ту-154 украинской ракетой, то российская сторона должна дать свою оценку этой экспертизе, установить и наказать виновных.

ВЗГЛЯД: Что лично вы думаете о той авиакатастрофе? Уверены в виновности украинских военных?

П. К. : Теперь уже не уверены. И по прежней официальной версии, это был случайный выстрел, случайная ракета, случайно залетела и случайно поразила гражданский самолет. Я же думал, что все было предрасположено к тому, что наши близкие станут жертвами.

Все началось с неправильной организации учений, когда неправильно был обозначен радиус поражения. И в этих условиях чудо, что пострадал только один самолет, жертв могло бы быть больше. У нас нет официальной информации о том, как все происходило, но по результатам журналистских расследований выяснилось, что когда руководителю этих учений сказали, что рядом движется неопознанная цель, то он просто дал команду, причем в неприличной форме, продолжать стрельбы, несмотря ни на что.

Таким образом сейчас мы имеем две версии преступная халатность украинских военных и теракт, который кажется вполне реальной на фоне катастрофы теперь уже российского А321 над Синайским полуостровом 31 октября этого года. Мы не знаем до конца, что было на самом деле, мы частные лица, которые не могут выносить официальные заключения. Но для того и существуют компетентные органы, чтобы собрать доказательства и поставить точку в этом вопросе.

ВЗГЛЯД: Что вы думаете о нынешней катастрофе А321?

П. К. : То, что произошло над Донецком (катастрофа Ту-154 в 2001 году прим. ВЗГЛЯД), катастрофа над Синаем и то, что произошло 13 ноября в Париже все это похожие вещи. Гибнут люди. Мы все испытываем боль. И нынешняя ситуация снова и снова вызывает у нас переживания, заставляет мысленно возвращаться к прошлому и задаваться вопросами, что же это такое было. У меня в авиакатастрофе Ту-154 погибла 28-летняя дочь и полуторогодовалый внук.

ВЗГЛЯД: Вы предлагали родственникам жертв катастрофы А321 объединиться в общественную организацию по типу вашей?

П. К. : К сожалению, это такой опыт, какой не дай бог никому, но у нас опыт создания такой организации есть. Мы через это уже прошли и поэтому я могу дать какие-то рекомендации родственникам жертв крушения А321. Помню события 2001 года, когда только произошла катастрофа. Люди в такие моменты, когда накатывает горе, беззащитны, не могут постоять за себя, не могут в полной мере выполнять какие-то юридические действия и т. д. Поэтому нужно создавать некую общественную организацию, которая представляла бы интересы всех пострадавших и на всех уровнях такая организация была и у нас.

Это было юридическое лицо, которое в том числе действовало на международном уровне катастрофа ведь случилась на Украине. У нас было и взаимодействие с МИДом, с органами власти на Украине. Сейчас, я думаю, тоже без решения вопросов на международном уровне не обойдется.

ВЗГЛЯД: Фонд просуществовал до 2012 года? Почему он был закрыт?

П. К. : Не скажу, что кто-то специально нам мешал. Скажу просто в какой-то момент мы просто устали бороться, устали стучаться в закрытые двери. Можно также сказать, что к нашей работе не было достаточного внимания со стороны государства и общества.

Теги:

расследование, Украина, Ту-154, катастрофа

Закладки:.

взгляд ту-154 украинской самолет капчиц жертв ракетой 2001

2015-11-19 21:45